Сухая Атя.

Главная. ::::: Новости. ::::: Фотоальбом. ::::: Рассказы и прочее. ::::: Контакты.

Пещер подобного типа в Башкирии почти нет, знаю только несколько, в том же что и Атя, Ашинском районе. Впервые у меня на слуху эта пещера появилась год назад, тогда её назвали крещением для спелеологов. Рассказчика переполняли чувства даже через 10 лет после её посещения, что привлекло меня в Сухую Атю.
Самым прекрасным, как рассказали мне, в этой пещере являются горы глины. Но почему-то глина меня не смущала (по крайней мере, на тот момент), и появилась мечта посетить Сухую Атю.
И вот наконец сбылась мечта идиота, пасмурным весенним утром, томясь от безделья в электричке, в голове проматывались представления пещеры.
Деревушка около пещеры оказалась очень приятной, не очень большой, но именно похожей на деревню. Оставив вещи у приветливой Тамары Петровны (подробности о ней будут ниже), наш самый мудрый сопровождающий Фред, повел нас к этой замечательной пещере. Спуск показался мне не совсем трудным, спокойно добравшись до ровной половины зала и не заметив ледяного покрова под ногами, с нежеланием растянулся по полу. Посчитал это знаком того, что расслабляться не надо, и с помощью друзей решил прервать свой отдых и посмотреть зал. Сделав пару фотографий, группа направилась дальше, к шкуродеру. После 5 – 7 метров протирания пола, чудо из чудес являлось перед глазами. Очень красивый зал, под названием «температурной аномалии» был прекрасен. Множество сталактитов и сталагмитов заполняло небольшое пространство зала. Сделав очередную фото сессию, и боясь сбить сосульки не аккуратными движениями, предложил группе идти дальше. И вот оно, глина под ногами начинала потихоньку засасывать нас. Пройдя ещё немного, вышли в огромный зал, где наш сопровождающий Фред, показал нам чудо акустики. Зал «Резонансный» имеет громадные размеры, что позволяет звуку свободно распространятся, и создавать эхо. Всем кто здесь будет, советую посидеть и покричать чего-нибудь, удовольствия получаешь очень много. Затем нашу дорогу опять заполнила глина, в которой мы вязли уже на сантиметров двадцать. Хлюпанье под ногами было все громче и смешнее. Остановиться было невозможно, в противном случае ногу приходилось вытаскивать с помощью рук. Наши ребята в конце концов стали бежать до высоких камней, которые мы называли островки спасения. Бежать было тоже экстремально, ноги застревали, и, не успевая их вытащить, можно было смачно упасть в глину, и при этом быть страшно довольным, чувствуя себя маленьким ребенком, который весь измарался, играя на улице. Выйдя к тупику и разочаровавшись, мы вернулись назад, и начали подъем на глиняную гору, которая выводит в красивый грот с натеками и соломинками. Натек был большим, долго думая с какого ракурса сфотографировать это чудо, решил присесть и отдохнуть, любуясь красотой пещеры. Глины в этом участке не было, чему были страшно рады ноги, которые к этому моменту уже промокли. Завершающей для нас частью пещеры стал выход к сифону, добраться до которого тоже стоило усилий. Небольшой сифон, который был глубокий даже на глаз, соединяет две части пещеры. Посидев немного у воды и послушав в тишине падение капель, отправились назад. По дороге развернулись боевые действия между участниками, и пока глина не украшала лица всех участников, путь назад не продолжался. Довольные и в меру грязные, я помню первые моменты, когда я увидел себя при дневном свете. Мой фотоаппарат, который был заляпан не меньше меня, ещё подавал признаки жизни, запечатлев нас в своей памяти. По дороге я начал снимать с себя грязную одежду, и остановившись, смывал глину с лица. В этот момент появилась идея сходить в баню, заплатив некоторую сумму Тамаре Петровне. Увидев наш вид, она согласилась, что привело нас в жуткий восторг. Вообще хотелось бы сказать отдельный RESPECT и СПАСИБО Тамаре Петровне за оказанную нам помощь. Покопавшись в интернете, я понял, что мы далеко не первые туристы, которых встречает гостеприимная Тамара Петровна. Неподалеку развели костер, сделали скамейки, за счет досок на её участке, стали готовить обед. Наконец-то пришла наша очередь идти в баню. Сначала поддавали пар понемногу, долго не мог понять, почему в бане холодно. Окинув печку взглядом, понял, что заслонка трубы открыта. Закрывая заслонку посмотрел в печь, лишь угли немного догорали. После этого сделав оптимальную температуру, отсиживали пока не надоело. Позже к нам присоединился Фред, который сразу увеличил температуру на градусов 10. Быстро ополоснувшись, мы с пацанами не выдержали и вышли в предбанник. Вчетвером в тесном предбаннике нас кружило по полной, при этом из-за пара видимость была нулевая. За то время пока я одевался, было пять неудачных попыток упасть, это только моих, у остальных примерно столько же. Когда дошел до костра, действительность начала проясняться, а через час я уже с жуткой болью в голове вспоминал:«Какая баня была хорошая». Уже по дороге к остановке ребята пошли в магазин. За счет наших потребностей магазин за 5 минут сделал недельную выручку, подарив нам бонус: 4 пряника и пачку семечек.
Когда добрались до электрички, стало жалко, что все так быстро закончилось, воспоминания пробивали больше на смех, чем на жалость. Вот так прошло посещение Сухой Ати уфимским детским туристическим объединением «Пилигрим».